4901982c51578507

Во многих зарубежных странах действует закон….

Во многих зарубежных странах действует закон, ограничивающий точечную застройку и обязывающий инвесторов и строителей заниматься преимущественно ком-

плексной застройкой и реконструкцией целых кварталов при сохранении архитектурного облика территории.

Целостный подход к комплексной застройке в крупных городах зарубежных стран стал складываться еще 1960-70 гг. с появлением первых высоток. Его главной концептуальной особенностью стала многофункциональность, которая базируется на гармоничном архитектурно-планировочном сочетании зданий-небоскребов административного или гостиничного назначения с жилыми домами средней, повышенной этажности и малоэтажными зданиями инфраструктуры. Такой подход позволил полноценно реализовать каждый тип зданий и обеспечить комфортную жизнь городских микрорайонов.

Второй особенностью стал принцип отвода земель под комплексную застройку вне исторической зоны городов. В настоящее время за рубежом комплексная застройка территорий производится на окраинах, на территориях устаревших промышленных районов или в зонах города, разрушенных при военных действиях и стихийных бедствиях.

Эффективность капитальных вложений зависит от всех составляющих инвестиционного цикла: проектирования, строительства и освоения проектной мощности. Нередко сроки проектирования и особенно освоения проектной мощности значительно затягиваются, что приводит к увеличению продолжительности строительства микрорайона. Потери для экономики, связанные с удлинением инвестиционного цикла, одинаковы вне зависимости от того, на каком этапе они происходят.

Учитывая постоянно совершенствующуюся технологию строительства и современные подход к комплексному строительству микрорайонов или квартальной застройки можно сделать вывод: данный вид застройки наиболее перспективный и экономически выгодный, а для населения комфортный и удобный. Но для этого необходима слаженная совместная работа заинтересованных сторон — инвестора, заказчика, застройщика, подрядчика, эксплуатирующих организаций, органов местного самоуправления.

Для реализации поставленной задачи автором разработана и теоретически обоснована логическая схема взаимодействий участников инвестиционного процесса с учетом правоустанавливающих положений (градостроительный кодекс и другие законодательные акты), опыта квартальной застройки в г. Иркутске и городах Иркутской области (рисунок).

Схема наглядно демонстрирует недостатки существующей системы взаимоотношений, главным образом на этапе от идей строительства до момента принятия решения (в данном случае получение разрешения на строительство). Долгий путь прохождения документов, бюрократизм и взяточничество при решении процедурных вопросов реально вредят инвестиционных процессам в городах. Предметом исследований является оптимизация форм взаимодействия участников инвестиционного процесса. Как вариант рассматривается возможность создания базы данных по инженерным, экологическим, экономическим изменениям, по подключению к действующим инженерным сетям, по созданию транспортных магистралей на площадках, потенциально предназначенных в рамках утверждаемых градостроительных планов для строительства микрорайонов и кварталов. Возможность принятия органами местного самоуправления решения о застройке территорий еще без установления конкретных инвесторов, заказчиков или застройщиков в соответствии с планами перспективного развития позволит (наряду с вышеуказанным) значительно (до одного-двух лет) сократить подготовительные работы. Затраты на предварительную подготовку территории могут быть компенсированы за счет инвестора, победившего в аукционах, торгах, конкурсах.

Значительное распределение во времени и нерациональная последовательность ввода в эксплуатацию отдельных объектов в составе жилищно-гражданских комплексов приводят к неполному использованию проектных мощностей инженерного оборудования жилых районов и микрорайонов и подводящих городских коммуникаций, разбросанности строительных площадок по многим микрорайонам города, повторным работам на строительных площадках, нерациональным перебазировкам тяжелых строительных машин, до-

полнительным затратам на мероприятия по технике безопасности и, как следствие, к значительному увеличению продолжительности комплексной застройки микрорайонов, увеличению себестоимости строительно-монтажных работ, замораживанию капитальных вложений.

Объемы незавершенного строительства по микрорайонам таковы, что в некоторых городах для завершения строительства в уже начатых макрорайонах требуется несколько лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *